Без прошлого нет будущего. Вниманием к прошлому измеряется истинная просвещённость  народа.
                                                                                                                                                                                              В.А. Сухомлинский 

пятница, 3 февраля 2012 г.

   
   Такая великая страна, как Россия, — обладающая несметными богатствами, огромным потенциалом, совершенно уникальным геополитическим положением, — всегда была вожделенным объектом для тех, кто хотел бы использовать для себя все те преимущества, которые Бог пожелал вручить именно нашему народу.
    На свете очень мало стран, которые бы подвергались в своей истории столь мощным проявлениям внешней агрессии, как Россия.
                                                 Патриарх Кирилл


Поля ратной славы России… Поле Куликово, поле Полтавское, поле Бородинское… Они не похожи одно на другое. У каждого из них свой образ, свои герои, своя историческая значимость. И, наконец, собственная, непреходящая слава.
      На поле Куликовом блистало русское оружие под знаменем великого князя-воителя Дмитрия Донского.  На Полтавском поле – под дланью императора Петра Великого. На поле Бородинском – под командованием великого русского полководца Михаила Голенищева-Кутузова, спасителя России...
     2012 год у нас в стране объявлен годом Российской истории. Страна будет праздновать многие памятные даты: 770 лет победы русских воинов над немецкими рыцарями на Чудском озере под руководством князя Александра Невского; 460 лет со дня завоевания Казани; четырёхсотлетие народного ополчения под предводительством потомка князя Рюрика, князя Пожарского и земского старосты Минина и освобождения Москвы от польских интервентов; двухсотлетие победы в Отечественной войне 1812 года и др. Мы также будем отмечать 1150 лет со дня создания российского государства. Эти события связаны для народа России с большими испытаниями. В длительной, суровой, полной опасностей борьбе за честь, свободу и независимость Отчизны рождалась ратная слава русских дружин и ополчений. Все победы, которые были одержаны нашими предками, – это победы силы духа и народного единства.
   Несомненно, знание истории своей страны всегда было и будет ключевым моментом в построении будущего. А для нас, молодых,  осмысление прошлого должно стать примером великого служения своему Отечеству.
   
Военная организация древних славян

  Первые летописные упоминания о военной организации древних славян встречаются в трудах византийских историков VI в. В те времена войска славянских племенных союзов представляли из себя ополчения, состоявшие из всех взрослых мужчин племени. Приученные одной рукой держать соху, другой меч, чтобы не стать жертвой нападения многочисленных врагов, славяне быстро освоили военное дело. Если вначале византийские историки писали, что славяне "не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве", то уже через некоторое время они же с уважением напишут, что теперь славяне имеют "много оружия и обучены воевать более, чем ромеи (византийцы)".По мере дальнейшего развития военное ремесло становится профессиональным делом, занятием слуг и приближенных князя.Уже в конце VIII в. военная организация древних славян включала княжеские дружины и народное ополчение. Княжеские дружины, состоявшие из специально вооруженных людей, были немногочисленными — от 80 до 400 воинов. Это были сильные, храбрые, хорошо обученные профессиональные воины, связанные с князем личным договором службы и верности. Дружина являлась постоянным ядром войска и главной опорой князя. Во время больших военных походов или отражения нападения внешних врагов князья собирали ополчение из горожан и крестьян. Когда князь объявлял народу о походе, в него, как правило, уходил отец со старшими сыновьями, сколько бы их ни было, а младший (но уже взрослый) оставался дома для охраны семейства. Ратники ополчения — "вои" выступали в поход со своим оружием. В дальнейшем место "воев" все чаще стали занимать феодальные ополчения, с X в. получившие название "полков".Древняя Русь располагала значительными военными силами. Так, например, во время походов киевского князя Святослава на Византию численность его войска достигала 60 тыс. человек.Основу славянского войска составляли пешие воины. Конница выполняла вспомогательные функции, несла сторожевую и разведывательную службу, прикрывала фланги боевого порядка. Ее роль начала возрастать с конца X в. из-за непрерывных боев с кочевниками — степняками. Славяне были известны и как искусные моряки.

Их легкие лодки вмещали по 50 воинов.  Ладейный флот славян совершал дальние морские походы, смело вступая в единоборство даже с флотом Византии, считавшимся в то время самым мощным. Вооружение русских воинов было одним из лучших дня того времени. Основным оружием являлся обоюдоострый меч с тяжелым клинком длиною до 90 см. С X в. известна на Руси и изогнутая сабля. Кроме меча, в бою применялись длинные и короткие копья, боевые топоры, булавы, рогатины, ножи, луки со стрелами.
Из защитного вооружения воины имели шлемы-шишаки, кольчуги и щиты. Кольчуги, сплетенные из железных колец и называемые "бронями", на Руси широко применялись с X в., значительно раньше, чем в Западной Европе, Разностороннее и совершенное вооружение во многом способствовало ратным подвигам и славе русских воинов.

     
"Не посрамим земли Русской"

Славянские воины храбро сражались, следуя решениям, принятым на собрании племени — вече. 
Перед боем они давали клятву: стоять насмерть за отца и брата, за жизнь своих сородичей. Плен у славян считался величайшим позором. Слово чести ценилось очень высоко, оно обязывало воинов в любых условиях быть верными ратному побратимству — наиболее древнему обычаю взаимовыручки и взаимопомощи в бою.Эти характерные черты, нашедшие отражение уже в первых дошедших до нас описаниях ратных дел славянских дружин, ярко проявились в совместной войне русских и болгар в 968—971 гг. против агрессивной Византийской империи. Могущественная Византия упорно пыталась диктовать свои условия торговли, ущемляя права соседей. Но Древняя Русь и Болгарское государство решительно воспротивились этому диктату. Началась война, длившаяся три года. Летом 970 г. под городом Аркадиополем произошло ожесточенное сражение между русско-болгарским и византийским войсками. Византия оказалась в труднейшем положении, и император  Иоанн Цимисхий запросил передышки. Однако перемирие оказалось непродолжительным. Весной 971 г. Цимисхий, заранее подготовив войска и флот, внезапно перешел в наступление. В результате русско-болгарские войска под предводительством киевского князя Святослава были окружены в крепости Доростол на Дунае. Три месяца превосходящая византийская армия осаждала крепость. 21 июля 971 г. Святослав собрал военный совет, на котором пошла речь о дальнейших действиях: дать решительное сражение, начать мирные переговоры или пробиваться на ладьях по Дунаю к Черному морю? Русский летописец привел речь Святослава, обращенную к воинам: "Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не принимают позора". Воины ответили: "Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим". Совет единогласно вынес решение сражаться.
На следующий день разгорелась битва. Славянский строй "стена" из 20 шеренг в глубину, — прикрывшись щитами и выставив копья, при приближении к противнику для усиления удара перешел на бег. "Они сильно напали на римлян (византийцев): кололи их копьями, поражали коней стрелами и всадников сбивали на землю", — сообщал византийский историк Лев Диакон. Византийцы дрогнули и стали отступать. Но Иоанн Цимисхий ввел в сражение свою личную охрану и спас положение.

Уступая в количественном отношении, русские воины, сплоченные клятвой, не дрогнули и с честью вышли из сражения. На другой день начались переговоры Святослава с императором, и тот, восхищенный мужеством и отвагой русских воинов, "охотно принял предложение союза" и мира.

      На границе со степью


В XI в. к границам русских земель подошли агрессивные полчища кочевников-половцев. В то время Русь была уже серьезно ослаблена из-за междоусобных войн князей, каждый из которых хотел самостоятельности.
Талантливый русский полководец и государственный деятель Владимир Мономах перед лицом нависшей над страной опасности сумел убедить большинство князей прекратить усобицы и совместно выступить в поход против врагов. Он привлек к походам не только княжеские дружины, но и широкие слои населения — ополчения из крестьян и горожан. Военные силы Руси перешли от обороны к наступлению в глубь половецких степей. Походы стали совершаться ранней весной, когда кони кочевников после зимовья сильно тощали и не были способны к быстрым передвижениям.

Несколько раз князья выступали против половцев объединенными силами. Особенно удачным был поход в 1111 г. Русское войско далеко углубилось в степь и на реке Сале, впадающей в Дон, наголову разбило половцев. Главным героем этого похода был Владимир Мономах. Долго еще на Руси помнили о том, "как пил он Дон шеломом, как загнал окаянных агарян за железные ворота". После поражения значительная часть половецких орд откочевала на Северный Кавказ и в Грузию. Границы Руси обрели долгожданный покой. Владимир Мономах известен и своим литературным произведением, названным "Поучение". Он писал, что славный путь борьбы за честь и свободу Руси труден, но ради блага Родины к этим трудам должен быть готов ка­ждый воин: "Смерти, дети, не бойтесь ни от рати, ни от зверя, будьте мужественны... На войну выйдя, не ленитесь ... оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись".  Чтобы победно творить ратное дело, воин должен был не только соблюдать строгую дисциплину, быть ловким, умелым бойцом, но и горячо любить свою Родину, уважать традиции воинской чести.
 

Русь в огне

После смерти Владимира Мономаха усилился процесс феодальной раздробленности страны. Некогда могучее Древнерусское государство с огромной территорией распалось на десятки враждующих между собой самостоятельных княжеств и земель.
Это привело к ослаблению общего военного потенциала и разобщенности вооруженных сил. На полях сражений, как правило, выступали отряды одного или нескольких княжеств. А беда была уже совсем близко.К границам Руси подходили многочисленные полчища монголо-татар, неся с собой смерть и разрушения. Это было войско, спаянное жесткой дисциплиной, поддерживаемой жаждой кочевников к наживе и страхом наказания. За трусость одного воина умерщвлялся весь десяток, а за десяток — несла наказание вся сотня. Не избегал кары и высший командный состав. Монголо-татары под предводительством своего вождя грозного Чингисхана уже захватили земли бурят, якутов, киргизов, уйгуров, покорили Китай, Среднюю Азию, Иран, Кавказ, разгромили половцев и волжских булгар. Но этого им было недостаточно, жестокие завоеватели стремились покорить весь мир. На их пути стояла Русь.Зимой 1237 г. войско монголо-татар во главе с вну­ком Чингисхана Батыем обрушилось на Рязанское княжество. Князь Юрий Игоревич Рязанский обратился за помощью к другим русским князьям, но те остались безучастными к судьбе рязанской земли. И тогда рязанские воины решили в одиночку встретить врага. Обращаясь к воинам, князь сказал: "Лучше нам смертию славу вечную добыть, нежели во власти поганых (язычников) быть".
Войско монголо-татар осадило Рязань, предпринимая штурм за штурмом. Защитники города все погибли, но не сдались. Затем полчища завоевателей огнем и мечом прошлись по городам и селам Владимирского княжества, всюду встречая героическое сопротивление, неся большие потери. У рубежей Новгородской земли монголо-татары "повернули морды коней на юг", зная о военной мощи Новгорода. Весной 1238 г. отряды кочевников подошли к небольшому городу Козельску, но взять его не смогли.

Упорное сопротивление жителей заставило Батыя сосредоточить под стенами Козельска все свое войско. Но и это не поколебало мужества защитников города. Собравшись на вече„ "козляне же совет сотвориша не сдаваться Батыю, рекше како еще князь каш мал есть (князь Василий был младенцем), но положим жизнь за него и здесь славу сего света примем". Когда монголо-татары все же разбили крепостные стены Козельска и взошли на вал, защитники города бились с ними врукопашную. Отбросив врага, они разрушили стенобитные машины и уничтожили 4 тыс. воинов противника. Завоеватели назвали Козельск "злым городом" и, овладев им, перебили всех жителей без исключения. Даже разрозненное сопротивление войск русских княжеств основательно подорвало силы захватчиков. А впереди еще была борьба с южнорусскими княжествами. Героическая оборона городов Северо-восточной Руси сорвала поход монголо-татар в страны Западной Европы. Русь спасла Европу. Завоеватели не могли оставить у себя в тылу непокоренный русский народ. Они втянулись в затяжную войну, которая обернулась для них большими потерями.
   

  "Страшны в ярости мужества своего"

В ХIII в. народам Прибалтики и Руси пришлось вести тяжелую и упорную борьбу с еще одним врагом - немецкими и шведскими захватчиками. Агрессия немецких феодалов началась еще в X в. "натиском на Восток". Прикрываясь идеей распространения христианско-католической веры, немецкие, шведские, датские рыцари-крестоносцы захватили земли поморских славян между Одером и Вислой, поработили народы Латвии и Эстонии, угрожая границам Северо-западной Руси. Воспользовавшись ослаблением Руси, на не тронутые монголо-татарами новгородские земли ринулись шведские и немецкие феодалы. Борьбу с врагами возглавил 20-летний новгородский князь Александр Ярославич. С малых лет Александра воспитывали в Переяславле-Залесском как будущего князя — готовили не только к воинским, но и к государственным свершениям.                            
Шестнадцатилетним юношей он стал князем-наместником в Новгороде. Талантливый и храбрый князь был готов к встрече врага. В июле 1240г. шведские корабли с десантом встали на стоянку в устье Невы. Александр с дружиной и ополченцами, совершив стремительный переход, внезапно напал на лагерь шведов. В жаркой сече шведские, рыцари были разгромлены, а их остатки, поспешно погрузившись на суда, покинули пределы новгородской земли. Летописи донесли до нас сведения о ходе Невской битвы 15 июля 1240 г. и героизме русских воинов, которые были "страшны в ярости мужества своего". Князь Александр, прорвавшись в центр лагеря, ранил копьем самого пред­водителя шведов Биргера. Его дружинник Гаврила Алексич ворвался на коне на шведский корабль и смело вступил в схватку. Много врагов полегло от грозного топора Збыслава Якуновича. Новгородец Миша с товарищами уничтожил три шведских корабля, а Савва подрубил шатерный столб. Шатер Биргера рухнул, приведя в замешательство вражье войско. После победы в битве на Неве народ прозвал князя Александра Ярославича Невским. Осенью того же года начали свое наступление рыцари немецкого Ливонского ордена, обосновавшегося в Прибалтике. Захватчики, ободренные тем, что Александр Невский после победы над шведами рассорился со своевольным новгородским боярством и уехал в Переяславль-Залесский, вторглись в пределы новгородской земли. Новгородцы снова обратились к Александру Ярославичу, и он возвратился в Новгород. Началась подготовка к разгрому войск Ливонского ордена — серьезного и опасного врага. Его ударная сила состояла из тяжеловооруженных рыцарей. Пехота же, сформированная из горожан и крестьян покоренных земель, не обладала высокими боевыми качествами. Сами рыцари не придавали ей большого значения. В русском войске, наоборот, основная тяжесть ведения боя возлагалась на пешее ополчение. Оно состояло из новгородцев, псковичей, ладожан, карелов, ижорян. На защиту родной земли поднимался весь народ. По свидетельству летописцев, перед походом воины дали слово "положить главы своя" и были исполнены "духа ратна". 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера состоялась битва. Крестоносцы, построившись клином («свиньей»), врубились в Передовой полк русских, пробились сквозь него и увязли в схватке с "челом" (центром) и дружиной Александра Невского. Русские воины оказали ожесточенное сопротивление. Клин немцев потерял ударную силу, а тем временем полки Правой и Левой руки стиснули фланги "свиньи". Конница русских, охватывая клин немцев, ударила по тылу рыцарского войска. Противник был окружен и разгромлен.Эта битва вошла в историю под названием Ледового побоища и имела огромное значение для всей Руси. Была устранена угроза захвата и разграбления земель Северо-Западной Руси, впервые положен конец грабительскому натиску крестоносцев, их многолетнему движению на Восток для порабощения нашего народа. Победы Александра Невского вселили в сердца русских людей надежду на возрождение былого величия Руси, а сам он был причислен русской православной церковью к лику святых. 

    "Слава русская у Дону великого"
Почти два с половиной столетия монголо-татарское иго терзало русскую землю. Надолго затормозилось экономическое развитие Руси, приходили в упадок ремесла, некоторые города так и не поднялись из пепла. Торговля замерла, многие земли оказались разобщенными.            
Тяжким бременем ложилась на плечи народа выплата дани монголо-татарским ханам — правителям Золотой Орды. Многочисленные набеги свирепых степняков разоряли страну. Но, находясь под ненавистным игом, русский народ не покорился монголо-татарским завоевателям. Народные восстания вспыхивали то в одном, то в другом месте, вооруженная борьба с врагом не затихала. Залогом освобождения было объединение военных сил разрозненной Руси. Во главе национально-освободительного движения и объединения русских княжеств в единое государство стала Москва. Усиление Московского княжества и "собирание" им русских земель тревожило фактического правителя Золотой Орды Мамая.  
В 1378 г. он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их. Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь.В грозный час опасности князь Дмитрий проявил исключительную энергию в организации отпора Орде. По его призыву в Москву стали собираться воинские отряды, ополчения из крестьян и горожан со всей Руси. Летописи сохранили для нас имена не только князей и воевод, но и простых русских ратников. Юрка Сапожник, Васюк Сухо-борец, Сенька Быков, Гридя Хрулец, Степан Новосельцев — вот лишь немногие из тех, кто шел на смертный бой с врагом. 10 августа на утренней заре под звуки боевых труб войско Дмитрия вышли из Кремля. "От начала мира не бывала такова сила русских князей!" — восклицал летописец. Русское войско, получив подкрепление в Коломне, переправилось через Оку и 6 сентября вышло к Дону. В тот же день Дмитрий Иванович созвал военный совет, чтобы выработать план дальнейших действий. Окончательное решение принял великий князь. 
Он сказал: "Братья! Лучше честная смерть, чем злая жизнь. Лучше было не выходить против врага, чем прийдя и ничего не сделав, возвратиться обратно. Перейдем сегодня все за Дон и там положим головы свои за православную веру и братью нашу". В ночь на 8 сентября 1380 г. через Дон переправились главные силы русского войска. Переход на правый берег отрезал русским путь к отступлению. Воины должны были либо победить, либо умереть в бою. Утром разгорелась битва. В течение трех часов войско Мамая безуспешно пыталось прорвать центр и правое крыло русской рати, которая отразила натиск врага. Тогда он всеми силами обрушился на левый фланг и начал теснить русских воинов. Мамай ввел в намечавшийся прорыв весь свой резерв. И в этот момент в тыл прорвавшейся конницы противника ударил Засадный полк. Монголо-татары не выдержали неожиданного удара и стали отходить, а затем пустились в бегство. С этой победы началось окончательное освобождение Руси и других народов Восточной Европы от монголо-татарского ига. "По Русской земле распространились веселие и отвага, и вознеслась слава русская над позором поганых...", а князя Дмитрия отныне стали называть Донским. Известный русский историк В. О. Ключевский с полным основанием считал, что Московское государство родилось на поле Куликовом. (8 память об этой исторической победе установлен день воинской славы — 21 сентября).

 От княжеских дружин к стрелецкому войску


   В XIV в. постоянным ядром вооруженных сил русских земель по-прежнему были не многочисленные княжеские конные дружины. Основным оружием воина оставался меч, который стал короче, легче, заостренным на конце. Им можно было не только рубить, но и колоть врага. Распространились сабля, более удобная в конном бою, и луки, ставшие оружием как пешего, так и конного воина. Получили более широкое применение при обороне и осаде городов осадные и метательные орудия - пороки, тараны, самострелы и др. В третьей четверти XIV в. появилось огнестрельное оружие. Впервые летопись упоминает о применении на Руси такого оружия в 1382 г. при обороне Москвы от нашествия татарской орды хана Тохтамыша. А с конца XIV в. артиллерия (наряд) стала частью русского войска. С образованием единого централизованного государства возникла и новая, более сильная военная организа­ция. В XV в. главной военной силой русского государства становится низшая часть феодального сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина, — служилое дворянство. За государеву службу дворянин получал в пользование землю (поместье) и по царскому указу должен был явиться со своими людьми в назначенное время для несения военной службы "конен, оружен и люден". Ополчение из дворян и их детей стало ядром русского войска, состоящим, в основном, из конных воинов, вооруженных саблями, луками, фитильными, а затем кремневыми ружьями и пистолетами.С целью усиления военной мощи Российского государства в середине XVI в. правительство Ивана Грозного провело военную реформу, в результате которой была упорядочена служба дворян и создано стрелецкое войско. В отличие от дворянского ополчения, которое, собиралось только в случае войны, стрельцы несли военную службу и в мирное, и в военное время. Стрелецкое войско комплектовалось путем вербовки свободного посадского на­селения и вольных охочих людей всякого чина.
Служба стрельцов была наследственной и пожизненной. Их вооружение состояло из огнестрельного (пищали) и холодного (сабля и бердыш) оружия. Стрельцы находились на государственном содержании и имели единообразные вооружение и одежду, периодически проходили военную подготовку. Это было первое на Руси постоянное войско. Общая численность русской армии могла быть доведена до 250—300 тыс. человек (80—100 тыс. в поместной коннице, свыше 20 тыс. стрельцов, 2,5 тыс. пушкарей, 80—99 тыс. ополченцев, не считая городовых казаков и других служилых людей).

     
Спасители Отечества

В сложной и тревожной обстановке вступала Россия в XVII столетие. После смерти в 1598 г. царя Федора Ивановича прекратила свое существование многовековая великокняжеская династия Рюриковичей. Началась упорная и длительная борьба между претендентами на обладание высоким троном государя, полыхала крестьянская война, народ и войско были дезорганизованы. В этот тяжелый период в страну вторглись иноземцы — поляки и шведы. Русские войска были разгромлены. Летом 1610 г. изменники бояре свергли царя В. Шуйского и предательски, ночью, впустили польское войско а столицу. Шведы за­хватили Новгород. Страна стояла на краю гибели. Но интервенты не смогли сломить волю народа к свободе. На борьбу с захватчиками поднялись широкие массы крестьян, горожан, служилых людей, казаков, часть дворянства и духовенства. Осенью 1611 г. из Москвы во все концы России патриарх Гермоген, заточенный поляками в подземелье, рассылал грамоты с призывом к восстанию против захватчиков. С риском для жизни их перевозили простые русские люди. До нас дошло имя одного из них — посадского Родиона Моисеева, связного между Москвой и Нижним Новгородом. В Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин призвал жителей города "ополчиться" против врагов Русской земли — "разорителей — польских и литовских панов". Нижегородцы собрались на вече, на котором Минин обратился к согражданам с призывом: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших... И такая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет великое дело. Я знаю, только мы на это подвинемся, так и многие города к нам при­станут, и мы избавимся от иноплеменников". Был создан "Совет всея земли", возглавивший борьбу с захватчиками. Тысячи добровольцев стекались в Нижний Новгород, составив основу народного ополчения во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым. Из городов и сел России вместе с русскими в ополчение вступили сыны народов Поволжья — марийцы, татары, чуваши и другие.Прозорливым оказалось предсказание Минина. Отряды ополченцев, продвигаясь к столице, очищали города и села от захватчиков. 26 октября 1612 г. была освобождена столица Русского государства — Москва. В жаркой схватке у стен древнего Кремля героически сражались ополченцы. Впереди одного из отрядов, воодушевляя товарищей, шел знаменосец Михаил Константинов. Сраженный несколькими пулями, он пал, но, умирая, не выпустил знамя из рук. В пылу сражения казак Роман заслонил собой князя Пожарского, приняв на себя смертельный удар. Благодаря героизму и самоотверженности русских людей была одержана важная победа. Началось повсеместное изгнание интервентов с Русской земли, народ отстоял свободу и независимость Родины. (В честь освобождения Москвы, ставшего символом спасения Отечества, установлен день воинской славы — 7 ноября).


С древних времен русскому народу приходилось с оружием в руках защищать свою родную землю. История сохранила память о героических событиях, имевших особое значение для судеб Русского государства. Это многовековая борьба с нашествием кочевников, Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва, разгром интервентов в начале XVII в. Народы Руси не только защитили свою Родину, но и спасли Европу от нашествий степных орд монголо-татар. В длительной, суровой, полной опасностей борьбе за честь, свободу и независимость Отчизны рождалась ратная слава русских дружин и ополчений. Впереди были новые победы и испытания...


Get Adobe Flash player ____________________________________
Источники:

* Соколов Ю.Ф. Ратная Слава отечества
(Военная история России IX—XVII вв.). Пособие по «Истории России» для старших классов общеобразовательных школ, суворовских и нахимовских училищ и кадетских корпусов. М.: 1999


* http://ru.wikipedia
* http://antwars.narod.ru




2 комментария:

  1. Одна неуваязочка в глаза бросается. Рисунок из Радзивилловской летописи называется "Олег воюет на Балканах". Ну ладно, представим, что не завоевывает, а защищает иллирийцев (готов-славян) от римлян. Но почему на его штандарте написано арабской вязью слово ДИН, что по-арабски означало ВЕРА (религия)?

    ОтветитьУдалить
  2. Здесь получше видно и картинка не стилизована http://userdocs.ru/pars_docs/refs/7/6526/6526_html_mb193e46.jpg

    ОтветитьУдалить