Без прошлого нет будущего. Вниманием к прошлому измеряется истинная просвещённость  народа.
                                                                                                                                                                                              В.А. Сухомлинский 

Покорение Казани

   2 октября 2012 года исполнится 460 лет со дня завоевания Казани. В 1552 году Казанское ханство было уничтожено и присоединено к Московии.


Казанские и крымские татары в продолжение целого века совершавшими грабительские набеги на Русь. Чтобы поставить предел этим набегам, князь Дмитрий Донской в 1376 , а его сын Василий Дмитриевич в 1395 годах посылают войска в Казань. Вместе со стрелецкой ратью на штурм казанской крепости идут казаки. Они наголову разбивают татар, уничтожают их столицу, и Казань после этого почти 40 лет лежит в руинах. Но в 1437 году хан Золотой Орды Улу-Махмед восстанавливает ее, а еще два года спустя неожиданно появляется с войском под Москвой, сжигает Коломну и ряд других селений, а в 1445 году одерживает победу над княжеской ратью и берет в плен великого князя Василия Васильевича. При восшествии на престол Ивана IV Грозного борьба с казанскими «ворами» - так на Руси называли захватчиков, повелась последовательно и решительно.   
    Молодой царь трижды выступал в походы на Казань. Первые успеха не имели. Из-за плохой погоды осада крепости не состоялась, но кое-что все-таки удалось сделать - в устье реки Свияги Царь Московский заложил город Свияжск. Построение Свияжска в 32-х верстах от Казани стало важным шагом к полному покорению Казанского Царства.
    16 июня 1552 года Иван Грозный выступил в третий поход на Казань. Свое решение он объясняет следующим образом: «Ни за что не могу терпеть более, чтобы гибли христиане, преданные мне от Христа моего и за которых я должен буду отдать отчет; относительно же других врагов наших уповаю на того же милосердного Бога, который творит все по своей воле: если Он увидит непоколебимую нашу веру, то он всех нас избавит».
    Решено было отправить по воде рать, «наряд» (артиллерию), запасы ,для царя и всего войска, а самому государю идти полем. На протяжении всего пути от Москвы до Свияжска сторожевая и разведывательная служба были поручены казакам.
    16 августа войско достигло Свияжска. куда пришли как к себе домой, потому что туда было привезено Волгой каждому воеводе множество всяких запасов, кроме того. явилось бесчисленное множество купцов с различными живностями и товарами, так что здесь можно было найти все, что только душа пожелает. Свияжск стал базой, плацдармом для наступления на Казань.
    Время стояло дождливое, воды в реках прибыло и потому потребовалось строить на Казанке новые мосты. К 20 августа все было готово, и царь Московский переправился через речку на казанские луга. Здесь он ждал ответа от казанского царя на свою грамоту в которой предлагал сдать крепость без кровопролития. Наконец, казаки доставили ему пленного татарина с ответной грамотой полной скверных и оскорбительных слов в адрес царя благочестивого и веры православной. В заключение Казанский царь Едигер нагло заявлял, что он готов встретить «дорогих гостей» и что неверным никогда не взять хранимой Аллахом крепости.
    Казань была сильной крепостью, защищенной самой природой. Курбский так описывает местоположение, занимаемое ею: «Город Казань, - говорит он, - в великой крепости стоит: с востока от него идет река Казанка, с запада Булак, чрезвычайно тинистая и непроходимая, которая, протекает под самый город, впадает под угольной башней в Казанку, а течет из озера Бабана, кончающегося приблизительно на полверсты от города. Лишь только переправишься через эту речку, там между озером и городом лежит с Арского поля гора очень крутая и трудная для восхождения; а от той реки около города ров копан, очень глубокий, даже до озера Поганого, которое лежит под самой р. Казанки, а от Казанки гора так высока, что трудно для глаз взглянуть на нее: на этой - то горе стоит город и палаты царские и мечети каменные, очень высокие, числом, помнится, пять, где их умершие цари клались». Прибавьте к этому 30 000 отборных удальцов, засевших за ее прочными стенами, - и будет совершенно напрасно распространяться о том, сколько труда и мужества требовалось, чтобы сломить такую твердыню.
    Казань стояла, как пустая, когда подступило 150-тысячное войско, с тем чтобы окружить ее со всех сторон: не только никого не было видно на ее стенах, но не было слышно даже голоса человеческого, так что многие обрадовались, думая, что Казанский царь, при виде такого многочисленного неприятеля бросил город и ушел со всеми жителями в лес. Но они глубоко ошиблись: передовой полк под начальством Юрия Пронского и Федора Львова, состоящий из 7000 человек, стал переправляться по на веденному мосту через тинистый Булак, чтобы, пройдя мимо крепости, занять назначенное ему место на Арском поле, как вдруг из города выскочило 5000 конных и 10 000 пеших татар и ударило по русским. Мгновенно завязался бой, который мог бы кончится для небольшого отряда полным поражением, если бы вовремя не подоспели на помощь боярские ратники. С прибытием подкрепления русские переменили оборонительное положение на наступательное и в свою очередь бросились на неприятеля, сбили его с места и гнали до самых городских ворот, не обращая внимания на усиленную стрельбу с городских стен и башен. Много было в этой стычке посечено татар, много ранено, несколько десятков взято в плен, тогда как русские поплатились только небольшим числом раненых.
    На другой день русскому войску пришлось выдержать большие испытания. С утра поднялась сильная буря, снесла поставленные палатки, в том числе царскую. На Волге разбило много судов с запасами. Ратники пришли в ужас, упали духом. Один царь твердо выдержал удар судьбы, сохранив полнейшее присутствие духа. Немедленно послал в Москву и Свияжск за съестными припасами и теплой одеждой, причем объявил твердое намерение в случае нужды зимовать под Казанью. Меж тем начались осадные работы; прежде всего начали ставить туры, чему сильно препятствовали осажденные, и стрельбой с городских стен, и нечаянными вылазками. Нередко происходили жаркие стычки. В схватках этих, как замечено в летописи, всегда падало больше басурман, нежели русских, в чем последние видели особенный знак милосердия Божия, чем получили новое подкрепление для свой храбрости.
    26 августа (в пятницу) Иоанн велел сделать большое укрепление против казанских ворот, для чего отправлен был воевода Воротынский с турами, а князь Мстиславский со своим полком должен был охранять его в случае нападения казанцев. Последние не заставили себя долго ждать. Лишь только русские стали приближаться к городу, как выскочили казанцы и завязался отчаянный бой. В ход были пущены пушки. Сеча была великая и ужасная. По словам летописца, нельзя было слышать человеческого голоса за пушечной стрельбой, пищальным громом, от крика и стона с обеих сторон, от треска оружия «бысть яко гром великий и блистания от множества огня пушечного и пищального стреляния и дымного курения». Победа все-таки осталась за русскими. Татары принуждены были отступить в город. При этом стрельцы с казаками стали вдоль городского рва, продолжая стрелять из пищалей и из луков, тогда как князь Воротынский устанавливал в это время туры и насыпал их землей в 50 саженях от города, между Арским полем и Булаком. Окончив работу, он велел стрелявшим отступить и окопаться во рвах против города. Понятно, как не нравилось казанцам такое близкое соседство русских, поэтому они в продолжение всей ночи совершали нападения на туры с целью выбить оттуда засевших стрелков, но все старания их были напрасными. Каждый раз атаки их отбивали и прогоняли в город. Много было побито в эту роковую ночь и с той и с другой стороны.
    День 28 августа открылся по обыкновению пушечной пальбой по городу и с городских стен, как вдруг произошла в русском войске тревога. Из леса густыми толпами высыпали на Арское поле татары и внезапно напали на передовой полк. Немедленно была отряжена помощь, сам государь уже садился на лошадь, как дали знать, что татары прогнаны в лес и разбежались. От пленных узнали, что это приходил Япанча, князь из Засеки, о которой говорил Камай-Мурза, и что ему велено не давать русским покоя своими набегами. И действительно, Япанча строго исполнял приказание: лишь только покажется на городской башне знамя (это был заранее условленный знак), тотчас, откуда ни возьмись, появлялся он со своими удальцами, а из города выскакивали казанцы и бежали к турам, стараясь их уничтожить. Русскому войску стало намного труднее, нужно было постоянно быть настороже, так что, по словам Курбского, войско совсем изнемогло от беспрестанных вылазок из города, от наездов из лесу и от скудости пищи. Съестные припасы, уничтоженные бурей, страшно вздорожали. Войску и сухого хлеба некогда было наесться вдоволь; кроме того, почти все ночи ратники проводили без сна. На созванном по этому поводу совете было решено разделить войско на две части: одна должна была остаться при осадных орудиях, другая под предводительством князя Горбатого, «мужа зело разумнаго и почтеннаго», должна дожидаться, скрываясь за горой, выхода татар из лесу и сразиться с ними.
    Неприятель не заставил долго себя дожидаться. Утром 30 августа татары высыпали на Арское поле и ударили на русских, которым велено было нарочно отступать, чтобы заманить противника ближе к турам. Видя, что русские без сражения бегут от них, татары уже рассчитывали добить неприятеля, как вдруг из-за горы показывается 30-тысячный отряд Горбатого. Об отступлении нечего было и думать: волей-неволей татары должны были принять сражение, которое кончилось полным поражением и обращением их в беспорядочное бегство. 15 верст русское войско преследовало татар. Наконец, по звуку трубы собралось на р. Килари, после чего вступило в лес, чтобы очистить его от укрывавшихся там татар. Потери с неприятельской стороны были чувствительными; не говоря об огромном количестве убитых, одних пленных приведено к Иоанну 340 человек. Пользуясь этим случаем, Иоанн еще раз попытался склонить казанцев к миру. Ответом на такое предложение была целая туча стрел, пущенных с городских стен. Видя, что путем мирных предложений ничего не достигнешь, Иоанн решил довести до конца начатую осаду и притом как можно скорее, потому что ко всем невзгодам, которые приходилось выносить войску, добавилась еще новая: пошли сильные дожди, превращая сухие места в болота.
    31 августа, на другой день после Арского дела, он призвал к себе немецкого «размысла» (инженера), искусного в разорении городов, и приказал ему делать подкоп под Казань. Потом призвал перебежчика Камай-Мурзу и русских пленных, бежавших из Казани, и спросил у них, откуда в городе берут воду, ведь Казанка у них отнята? Те объяснили, что есть у казанцев тайник, ключ у берега реки Казанки, у Маралеевых ворот, и ходят к нему по подземелью. Услышав это, царь немедленно отдал воеводам приказ - «во чтобы то ни стало испортить путь их к воде», но после неудавшейся попытки, воеводы донесли государю, что под тайник можно подкопаться из каменной Даировой башни, в которой с самого начала осады засели наши казаки, так как путь к воде недалеко от этой башни. Немедленно были посланы в Даирову башню воевода Адашев с размыслом, с тем, чтобы начать подкоп, но размыслу велено было на то дело оставить учеников и только наблюдать за их работой, а самому быть при большом подкопе, и когда оба подкопа будут готовы, сообщить о том государю. День и ночь рыли под тайник и через 10 дней под мост, через который казанцы ходили за водой. Сам князь Серебряный с товарищами входил в этот подкоп, где своими ушами слышал разговор татар, шедших к ключу. Уведомили царя, который дал приказ - вкатить в подкоп 11 бочек «зелья» (пороху).
    Утром 4 сентября, в то время как Иоанн объезжал город, внезапно раздался оглушительный гром, и тайник был взорван, вместе с несколькими казанцами, шедшими в это время за водой; взлетела на воздух и часть стены, причем в городе побито было много народу камнями и бревнами, падавшими с огромной высоты. В то же время русские, ожидавшие этой минуты, кинулись на городские стены, ворвались в самый город, где много побили татар и захватили в плен. На Казань это несчастье не могло не произвести сильного впечатления. Среди казанцев образовалась партия, выражавшая желание прекратить осадное положение города добровольной покорностью Московскому государю, но большинство не хотело об этом и думать. Казанцы остались без воды, которую вскоре нашли, но она была смрадная и вредная, так что употреблявшие ее стали заболевать опухолью и через несколько дней умирали.
    Иоанн велел сделать новый подкоп под тараны с тем чтобы, пользуясь минутой их взрыва, придвинуть туры ближе к городским воротам; в этом деле по приказанию государя должны были участвовать только полки, бывшие при турах, назначенных к передвижке, из других полков никому не велено трогаться. 30 сентября подкоп был готов, вкатили в него бочки с порохом и тараны взлетели на воздух вместе с людьми, скрывавшимися за ними. Кроме того, падавшие с огромной высоты бревна побили в городе много народа. Все это навело на казанцев такой страх, что они прекратили на время стрельбу с городских стен. Это дало возможность выполнить план Иоанна до конца. Пользуясь замешательством, вызванным взрывом и бездействием осажденных, воеводы успели утвердить туры против Царевых, Арских и Аталыковых ворот. Только теперь опомнились казанцы и, выскочив из ворот, схватились с осаждающими. Завязалась отчаянная, упорная сеча. В эту минуту показался на коне сам Иоанн: воины, увидев его, дружно, с новой силой ударили по неприятелю. Битва закипела во всех местах с новым ожесточением. Схватывались с неверными на городских мостах, в воротах, даже на городских стенах. Между тем пушечная пальба с обеих сторон не умолкала ни на минуту. Густой дым стоял на месте битвы, где в редких промежутках между выстрелами слышны были треск оружия, крики и вопли ожесточенных противников. Но, несмотря на отчаянную отвагу казанцев, русские осилили, взобрались на городские стены, заняли Арскую башню и бились уже на улицах. Не одному, может быть, приходила в эту минуту мысль, что пробил последний час для Казани, что нет ей больше спасения. По крайней мере, князь Михаил Воротынский советовал Иоанну воспользоваться счастливой минутой и распорядиться относительно общего приступа; но государь не хотел рисковать таким серьезным делом, потому что остальные полки не были готовы. Он приказал прекратить битву и вывести воинов из города.
    Резня кончилась наконец - но в каком виде осталась Казань? Стены, ворота и мосты, подожженные русскими, пылали в продолжение всей ночи. В Арской башне утвердились русские. По городу пройти было нельзя, все улицы завалены трупами, камнем и землей. Впрочем, татары пока не собирались сдаваться, и более того, проявили удивительную работоспособность, мгновенно ставя сруб против того места и засыпают его землей, очищают улицы, делают новые тараны. Их деятельность сводилась только к обороне и защите города. О нападении и вылазках, об отражении осаждающих не могло быть и речи. Поэтому наши воеводы, занявшие Арскую и другие башни, спокойно высидели там двое суток в ожидании окончательного приступа. 1 октября от государя получен был приказ готовиться к решительному приступу. Войску отдано было прежде всего повеление очиститься, т.е. исповедаться и приобщиться, затем начались военные приготовления. Рвы наполнили лесом и землей, перекинули через них множество мостов. Пушечная пальба не умолкала целый день, так что городская стена пробита была до основания. На рассвете следующего дня грянул сильный гром. Земля задрожала. Это сработал спрятанный в подкопе пороховой заряд. Городская стена рухнула, бревна, камни и люди взлетели в воздух. Через несколько минут крепость потряс новый, еще более мощный взрыв. От него погибло множество казанцев.
Защитники Казани. Пушкари.
 Художник Рем Шамсутдинов.
  Войско поспешило воспользоваться этой минутой и с криком: «С нами Бог!» устремилось к городу. Татары, со своей стороны, призывая на помощь своего пророка Магомета и крича: «Все помрем за юрт!», мужественно встретили осаждающих. За­вязался бой в воротах, на городских стенах.
    Битва приняла еще более ужасный и ожесточенный характер. Татары шага не уступали даром, так что в продолжение нескольких часов не было перевеса ни на той ни на другой стороне. Наконец русским удалось взобраться на крыши домов и оттуда разить татар. Бой принял благоприятный оборот для русских.
    Успех увенчал усилия русских воинов: они успели пробраться до самой мечети, в которой затворилось значительное количество татар со своим Кул-Шерифмолной. Татары отчаянно отстаивали свою святыню, но когда пал в жаркой схватке их главный мулла, оставшиеся в живых кинулись на Царев двор, где затворился Казанский царь Едигер. Русские бросились за ними, побивая по дороге всех, кто попадался под руку. Видя, что все усилия их ни к чему не приведут, казанцы хотели подействовать на русское войско хитростью: они отобрали всех своих жен, около 10 000, и поставили их впереди, рассчитывая привлечь этим внимание раздраженного неприятеля, а сами, скучившись в другом углу царского двора, решили пробиться с своим царем за город в лес. Расчет оказался неудачен: лишь только они оставили Царев двор, как очутились между двух огней - прямо перед ними стоял отряд Курбского, хотя незначительный, человек в 150, но тем не менее теснота улицы помогла ему выдерживать напор 10-тысячного врага до тех пор, пока сзади не потеснило его главное наше войско.
    Казань взята, взят этот беспокойный татарский юрт, положен конец этой страшной соседке! Дорого поплатились татары за все зло, которое в продолжение целого века они наносили нашему отечеству! Никому, кроме беззащитных женщин и детей, раздраженные воины не давали пощады.
    Велика были радость войска, и особенно молодого царя, когда они увидели, что 6-недельные усилия их увенчались блестящим успехом. Тотчас отправлен был гонец за протопопом Андреем, чтобы он со всем духовенством шел скорее к городу. Здесь под своим знаменем Иоанн велел совершить благодарственный молебен, своими руками вместе с духовенством водрузил крест и велел поставить церковь во имя Нерукотворного Спаса на том месте, где стояло его знамя во время взятия города.
    Иоанн возвратился опять в свой стан, за город, отдав приказание воеводам тушить в городе огонь, а все сокровища казанские, жен и детей велел взять своему войску, за собой же оставил только царя Едигера, знамена царские да городские пушки. Возвратившись в стан, государь прежде всего пошел в церковь Сергия Чудотворца принести благодарность святому. После чего вышел к войску, которое собралось около его палатки, и сказал радостным громким голосом: «Мужественные мои воины, бояре, воеводы и все прочие; знаменитые страдальцы за нас и за отечество! Никто в нынешния времена не показал такой храбрости, как вы, любезные мои! Вы - вторые македоняне, и наследники храбрости своих прародителей, показавших пресветлую победу с великим князем Димитрием над Мамаем! За это преславное мужество вы достойны не только от меня благодарности, но и от Божией десницы воздаяния: испившие смертную чашу будут причтены к лику святых мучеников, которых и мы должны поминать вечно и, записав имена их, отдать в соборную церковь на вечное поминовение; пролившим же свою кровь, и вам всем, оставшимся в живых, даем обещание пожаловать по достоинству».
    В казанском походе Ивана Грозного участвовало более 10 тысяч казаков. Они показали себя храбрыми, умелыми и стойкими бойцами. Царь доверял им, что подтверждается историческими фактами.
    После покорения Казанского ханства, натерпевшаяся от него Башкирия объявила о своем добровольном присоединении к России. К этому ее вынуждали также беспокойные соседи - ногаи и киргиз-кайсацкие племена, зарившиеся на ее территорию и беспрестанно беспокоившими своими набегами местное население.
    Царь взял башкир под свою державную десницу и направил к ним отряд конных казаков с ротой стрельцов под командой воеводы Ивана Нагого. Они и заложили в 1574 году первое русское поселение на башкирской земле - Острожок. Это была небольшая крепостица, в которой казаки несли гарнизонную службу. Впоследствии, приблизительно на этом месте вырос город Уфа. По имени этого города местных казаков называли уфимскими. Со временем они влились в ряды яицкого казачества, позднее переименованного по указу Екатерины II в оренбургское. А дата основания укрепления Острожок на реке Белой стала датой отсчета старшинства оренбургского казачьего войска.
    Так покорение Казани повлекло за собой события, повлиявшие на усиление роли казачества на Южном Урале и зарождение Оренбургского казачьего войска.


Казанский поход




Торжественное вступление в Казань



________________________________________________________
Источники:
1. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IV. – C. 118. 
2. Похлебкина В.В.Татары и Русь. 360 лет отношений в 1238-1598 гг. Глава 2.6 М.: "Международные отношения", 2000 
http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/kazan2.htm
http://www.kcn.ru/tat_ru/history/sviyazhsk/home.htm


к началу
на главную

3 комментария:

  1. Интересная статья, спасибо.
    Только вот множество нелепых фактов этой "Казанской истории" торчат как шила из мешка и портят весь красивый сюжет. Например, одно госудаство ("русское") воюющее уже пару сотен лет с другим ("татарским"), строит в глубоком тылу противника, (прямо возле его столицы!) крепость - "базу для завоевания". А эти татары, будучи "злейшими врагами русских" преспокойно наблюдают сие строительство - понятно, что не в глуши строилась та крепость. Ну там еще много смешных нелепостей. А еще больше фактов из историографии, скрываемых от нас доныне, в корне противоречат сей "казанской истории".
    Надо сказать, много мифов курса офиц.истории, доставшегося нам от романовых-западников, уже развеяно, и выяснено, для чего и кто их сочиняли.
    Так и с "Казанской историей": как совершенно верно заметил независимый историк-тюрколог Мурад Аджи, “Иван Грозный не брал Казань - спокойно, спокойно, это так, - он был для этого слишком слаб и беспомощен, более того, у него не было войска!
    Это высказывание Мурада Аджи полностью обосновано в книгах другого независимого историка, Г. Еникеева: “По следам черной легенды” и
    “Великая Орда: друзья, враги и наследники”, а также в книге "Наследие татар".
    Так что западники лишились, наряду с черной легендой "о татарском нашествии и иге", основного мифа официстории, сочиненного для противопоставления татар народам-землякам, и который изображал татар “врагами мирных народов России, почти полностью уничтоженными войсками русского царя Ивана Грозного”.
    Ведь "Казанская история" ("Казанский летописец"), и все то, что было сочинено в XVIII-XVIII вв. в продолжение ее - это политический миф, сочиненный и
    "раскрученный" романовскими (прозападными) историками-идеологами, попами и муллами для узаконения их власти и "морального подавления" и противопоставления друг другу Ордынцев (русских и татар), сопротивлявшихся колонизации их Родины - Московии и великой Татарии.
    Подробно, аргументированно и логически обоснованно обо всем сказанном выше, да и не только об этом, а еще о многом, сокрытом от нас офиц.историками-западниками, изложено в книгах Г.Р.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Не надо преувеличивать, что татары были разбойниками и т д поэтому взяли Казань. Казань был взят из-за хорошего стратегического местоположения а все эти байки про кровожадности татар придуманы были чтобы разгневать народ для стимула к войне

    ОтветитьУдалить